Каждый кризис- это прежде всего понятие эмоционально-психологическое. Возьмем, к примеру, цены на дома: начиная с 2002 года, цены на дома в Америке росли бешеными темпами ( в некоторых районах до 300% за год). Каждый, кто покупал дом, верил в то, что через несколько месяцев, или допустим, лет, он его перепродаст намного дороже, при этом не вложив в реконструкцию много денег. Такая «спекуляция» в эти года поддерживалась самими банками, которые, увидя возможность сказочно заработать, послабили чуть ли не до уровня идиотизма все требования для получения ипотечного кредита. Самым новаторским банком пожалуй был Countrywide: он первый вышел с программами: «нету работы-нет проблем, нету денег-нет проблем-(мы не проверяем)» и штамповал ипотеки, по сути «бомжам», направо и налево. Поразительно то, что процент невыплат по ипотекам в 2002-2006 годах был очень низким, что подтверждает психологичность самого понятия «кризис»: люди верили, что они живут «в золотом ларце», который им принесёт несметные богатства, и, затянув поеса, платили. Но в конце 2006 года пресса начала понемногу поднимать шумиху по поводу безопасности кредитов без проверки работы и заработков, и необходимого первого взноса. Ипотека в Америке выдавалась в те года под 100% финансирования, даже с не очень хорошой кредитной историей, что повлекло переоценку американского восприятия дома как «привелегии». Дома превратились в «банкоматы», с которых, не вложив ничего, люди вытаскивали «хоть немного на чай».
За всю историю Америки, недвижимость всегда считалась долгосрочным инвестированием: ты покупаешь дом для своей семьи, и после многих лет выплат ипотеки, этот дом будет сплачен, и ты сможешь оплатить своим детям учёбу в университете или свою безбедную старость. В 60-х годах дом в Чикаго стоил где-то $15,000-$20,000, апартаментовый дом в хорошом районе можно было уже купить за $40,000. При получках того времени, ценах на продукты питания и одежду, ипотека нередко сплачивалась за 10 лет. При нынешних ценах на недвижимость, зарплатах, и специфики финансирования (когда человек платит только процент банку, при этом не сплачивая самой суммы кредита на недвижимость), дом не всегда реально сплатить даже за 30 лет.
С августа 2007 года в Америке потеряло дома более миллиона человек. Еще несколько миллионов-в пути. Не выдержав такой финансовой нагрузки, банки полопались как мыльные пузыри. Надеятся на то, что все эти foreclosures (дома, отобранные банками) продадутся за мизерные цены всем желающим, тоже не следует, так как ужесточения требований по кредитам и большой первый взнос отметает до 90% покупателей.
Чтобы выйти из кризиса, президенту Обаме прийдется провести чисто социалистическую реформу: взять на баланс государства все отобранные банками дома, сделав их при этом государственной собственностью. Это позволит государству решить свои вопросы с малообезпеченными слоями населения, которые на даный момент получают от государства так называемую «8-у программу»: бесплатную оренду жилья, за которую платит государство (причём по рыночным, а иногда даже выше рыночных, ценам). Какая экономия для бюджета! (Примером такого государственного вмешательства является экономика Германии, где государственный жилой фонд является довольно таки значительным).
В таком случае, государство получает немало выгод от нынешнего кризиса: решается вопрос о финансировании «социального сектора» (наделение жильем за символическую оплату или даже бесплатно сотень тысяч безработных и граждан с низким уровнем дохода), открытие тысяч новых рабочих мест по стране под людей, которые бы обслуживали эту недвижимость (ремонты, координация аренды, бухгалтерия, и т.п.), и сама валютная стоимость таких активов: когда наконец то в Америке наступят лучшие времена, государство всегда сможет продать часть «своих» домов за хорошие деньги.
Второе, что поможет Америке выйти из кризиса–это масштабное списание значительной части американских долгов бизнесов и граждан. Как предложил ранее Джордж Сорос, ипотечные кредиты американцев должны быть переоценены в соответствии с значительно упавшими ценами на недвижимость. Благодаря освобождению средств, выделяемых сегодня на 8-му программу-оплату государством жилья для малоимущих и национализации миллиона брошенных домов, государство сможет себе позволить взять на баласт разницу от переоцененных ипотек граждан в соответствии с новыми ценами на недвижимость.
Обсуждение
Комментариев нет.